Год Даниила Гранина

         

     С 1 января в России начинается Год Даниила Гранина, который был утвержден Указом Президента РФ в честь столетнего юбилея писателя и его выдающихся заслуг перед Отечеством

     Этому событию была посвящена встреча за круглым столом участников клуба «ПРОчтение», которая состоялась 28 января в Центральной городской библиотеке им.Е.Р.Дашковой.

     О том, какие темы обсуждались на встрече рассказывает участница клуба Галина Павловна Ершова:

     "28 января в Центральной городской библиотеке им.Е.Р.Дашковой собрались участники клуба «ПРОчтение», чтоб поговорить о творчестве писателя, о книгах, которые помним и любим, о тех которые произвели наибольшее впечатление.

     Руководитель клуба Наталья Николаевна Воронкова рассказала об основных вехах биографии и направлениях творческой деятельности писателя.

     Героями его первых произведений стали изобретатели, ученые, их нравственная и гражданская позиция. У всех в памяти фильм «Иду на грозу», снятый по книге Д.Гранина. Сюда же можно отнести книги «Выбор цели» о физике Курчатове, «Зубр», о генетике Тимофееве-Рессовском.

     Среди произведений писателя много очерков и дневников о зарубежных поездках: «Неожиданное утро», «Сад камней», «Примечание к путеводителю». Читать это очень интересно, так как Д.Гранин тонко чувствует, внимательно наблюдает, даёт интересные оценки национальным особенностям стран, которые посетил.

    Гражданским подвигом писателя можно назвать написанную совместно с Алесем Адамовичем «Блокадную книгу», построенную на воспоминаниях людей, переживших блокаду. С великим трудом пробивалась эта книга к своему читателю, так как в ней было мало героизма и много горя, страданий и смертей.

     Очень много в творчестве Гранина размышлений о судьбах литературы: «Два лица», «Священный дар», «Тринадцать ступеней».

     В последние годы писатель чаще обращается к прозе мемуарной.

     Повесть «Мой лейтенант», получившая премию «Большая книга» - это почти автобиографическое повествование о первых, самых тяжелых днях войны, о неразберихе, панике, голоде, смертях и героизме защитников Ленинграда. Хотя сам писатель признавал, что его литературные произведения, которые принято считать автобиографическими, содержат элементы художественного вымысла и не являются идентичными его биографии, но, тем не менее, только человек, переживший всё это, мог написать такое честное, пронзительное и трагическое произведение.

     В 95 лет Д.Гранин выступил в немецком Бундестаге с рассказом о войне, блокаде. Это был честный откровенный рассказ человека, пережившего всё то, о чём он говорил. Не случайно его приветствовали стоя, и у многих на глазах были слёзы.

     Во время нашей встречи мы обсудили некоторые главы из книги «Причуды моей памяти». В ней писатель размышляет о том, что такое память человека, как она развивается, какое влияние на дальнейшую жизнь оказывает память детских лет. «Память надо копить, лелеять, воспитывать», - уверен автор.

     «Ничто не определяет нас так, как род наших воспоминаний», - писал И.Бунин.

     Род воспоминаний Д.Гранина говорит о нём, как о человеке очень образованном, интересном, думающем, переживающем, хорошо разбирающемся в истории.

     В этой книге, не имеющей какой-либо сюжетной линии, автор размышляет о важной роли профессии учителя, о проблемах личности и власти, о роли искусства и об эпистолярном жанре: «Ничего не останется от «эсэмэсок», телеграмм, факсовых сообщений. Мы теряем свою прошедшую жизнь, встречи, сердечные потрясения, жизнь души. В письмах же всё это сохраняется».

     С горечью пишет автор о нашествии на нашу жизнь телевидения и «телеобразования». «Старинная привычка – книга, это единственный вид искусства, где возможен интимный, никому не ведомый диалог с авторами любого ранга, любой эпохи.

     А как интересно пишет Гранин о Шостаковиче, как бы заступаясь за него, непонятого и неоценённого современниками. «У таких, как Шостакович, музыка производится из совсем другого материала, чем у прочих. Это, как лунный камень или звёздный свет».

     Мы видим Гранина как знатока живописи.

     Как профессионально, интересно рассказывает он о картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», как внимателен к каждой детали.

     Много ещё можно говорить об этой книге. Но лучше её прочитать.

     Предметом нашего обсуждения были отдельные произведения из книги «Жизнь не переделать». Публицистическая статья «Потерянное милосердие» повествует о том, как по трагической случайности Гранин упал на улице, получил травму, не мог подняться, а люди равнодушно шли мимо, никто не бросился ему на помощь. «Куда делось наше милосердие? - задаётся вопросом автор. – Почему ушло из жизни это понятие?»

     Как постепенно истреблялось чувство сопричастности к страданиям другого человека? Какова в этом роль воспитания? Какова роль послереволюционных безбожных лет? Какова роль советской литературы, цель которой была показать человека сильного, решительного, несгибаемого, мужественного. Может быть, всё это стало причиной ожесточения сердец?

     Хотя в блокадном Ленинграде чаще всего спасались те, кто спасал других, то есть был милосердным.

     Писатель решил создать общество «Милосердия». Нашлись люди, и их было много, которые хотели помочь бескорыстно и искренне. Но, увы, с годами работа эта всё более подминалась органами власти, становилась не такой, какой видел её писатель, а стала очередным бюрократическим монстром. С горечью Гранин пишет о том, что не смог более участвовать в этом.

     В книге «Чужой дневник» внимание читателей привлекла глава «Страх». Автор исследует природу страха. Говорит о людях в нашей истории, которые страх изготавливали. Вспомним времена ГУЛАГа – человек тогда в страхе пребывал.

     Вот такое у нас получилось обсуждение. Конечно, здесь я не затронула некоторые темы, иначе бы невозможно было остановиться.

     Читайте книги Д.Гранина, и вы много узнаете о нашей истории, об искусстве, о жизни других народов, а самое главное – о себе.

     И присоединяйтесь к нашему клубу «ПРОчтение»!"