История русского костюма

     

     Первый этнографический вечер «История русского женского костюма» из цикла «Секреты бабушкиного сундука» прошёл 12 января в Центральной городской библиотеке им. Е.Р. Дашковой. Его провела коренная жительница Протвино Наталья Хитёва, которая с детства увлекается рукоделием и изучением истории национальных русских костюмов.

     Наталья Хитёва родилась в Протвино и окончила школу №1. Любовь к рукоделию ей с раннего детства привила бабушка, а интерес к истории русского национального костюма появился у неё благодаря очень известному в городе музею народного быта «Родник» в школе №1, который основала ветеран педагогического труда Нина Алексеевна Брагина в 1976 году и часто проводила там экскурсии для школьников. Несмотря на то, что по профессии Наталья — инженер, хобби сопровождает её по жизни. Она обучалась навыкам ручного шитья и ткачества у мастеров студии традиционного костюма «Русские начала», слушала лекции искусствоведа Андрея Боровского и накопила много интересного материала, которым с удовольствием поделилась на вечере в библиотеке. Но за один раз всё рассказать невозможно, поэтому бесед будет несколько. 

     На первой встрече Наталья сделала общий обзор. Она рассказала, как происходила обработка льна для ткачества, с чего началось изучение костюма в России, какие существовали комплекты одежды, наглядно показала их на редких дореволюционных фотографиях и картинах художников, а также на двух куколках, которых она нарядила в одежду, сделанную своими руками.

     На этих двух куколках костюмы жительниц севера и юга России - Архангельской и Калужской областей, они сшиты вручную по канонам той местности. На одной кукле покосный сарафан, на другой - клетчатая понёва.

     В основном, Наталья говорила о костюмах 19-20 века, более ранних почти не сохранилось. Кроме того, она принесла и показала настоящую рубашку конца 19-начала 20 века, которую носили в Архангельской области, и исконно русский головной убор — сборник или борушка, который сшила сама.

     «Что же носили женщины 150 лет назад? Их одежда была трёхслойной: две рубахи, а сверху сарафан или понёва, - рассказала Наталья. - Название «рубаха» происходит от слова рубить, потому что изначально ткань рубили топором. Рубаха была двухсоставной. Верхняя часть - нарядная, а нижняя часть из более грубой ткани шилась отдельно, и если она пачкалась или изнашивалась, её отрезали, стирали и пришивали заново к верхней части. Одежду шили особым способом, чтобы ни один кусочек не пропадал зря. Украшали костюмы по манжетам, горловине, разрезу, подолу и по швам. На рубаху надевали сарафан — возможно, это слово происходит из персидского языка и означает «с головы до ног».

     Наталья рассказала интересные факты о мужской рубахе. Есть версия, что разрез у русской рубахи делался сбоку, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Кроме того, у мужской крестьянской рубахи от плеч до половины груди и спины делалась подкладка, которая называлась подоплёка. Есть даже поговорка «Знают мое горе только грудь да подоплёка». Сейчас же слово подоплёка используется в переносном смысле и означает «скрытая причина».

     По словам Натальи, хорошо прясть на Руси умели не только женщины, но и мужчины. Они пряли вещи, нужные по хозяйству, например верёвки. На одной из фотографий был изображен мужчина за плетением каната на станке, который назывался просак. Все знают выражение «попасть в просак», которое означает - оказаться в неловком положении. Первоначально это выражение имело конкретный смысл — нечаянно попасть в закрученные верёвки. Если человек уберёт дощечку из станка, то верёвка моментально скрутится от начала до конца.

     Слушатели узнали, чем отличались костюмы, которые носили на севере и на юге России. На одежде северянок золотые кружева и богатые украшения, а вот в Тульской, Калужской, Рязанской, Свердловской областях женщины не могли позволить себе такой роскоши и шили простые наряды, но всё равно очень красочные.

     Завершилась встреча на интригующей ноте. В следующий раз Наталья обещала подробно рассказать о костюмах каждой губернии, о том, как менялся костюм женщины на протяжении её жизни, и какое отношение к серпуховским мануфактурам имеет отмена рабства в Америке.

                             Алла Воронина.

Источник: inprotvino.ru