30 января в Центральной городской библиотеке имени Е.Р. Дашковой прошла встреча с Заслуженным работником образования Московской области Алевтиной Викторовной Бузько. Мы ждали эту встречу с нетерпением, так как предыдущая лекция «Если душа родилась крылатой...», посвящённая 130-летию со дня рождения М. И. Цветаевой, оставила в наших душах очень много впечатлений…
В этот раз Алевтина Викторовна предложила сравнительный анализ стихотворения Б. Пастернака «Марбург» и поэмы В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Маяковский и Пастернак – величайшие поэты ХХ века. «Оба поэта разные, принадлежали к авангарду, но есть точки соприкосновения», – так начала свою лекцию Алевтина Викторовна.
Борис Пастернак родился в талантливой семье, отец – художник, мама – выдающаяся пианистка. В детстве он хорошо рисовал, но материнское начало оказало на Бориса большое влияние. После окончания гимназии и консерватории он поступает в Московский Университет на философский факультет. В 1912 года Пастернак едет в Марбург – город в Германии, где талантливый начинающий композитор и перспективный практикант-философ проходил летнее обучение лично у основателя философской школы неокантианства Германа Когена. В то лето в Марбурге гостила Ида Высоцкая, которую он любит уже много лет. Он признался ей в любви, сделал предложение и получил отказ. Отказ избранницы было для него потрясением, кажется, крушением всех надежд.
Потрясённый, Пастернак выходит на улицу. Уже непонятно – чем жить. И весь мир, такой обыкновенный и странный, кажется, поддерживает героя, не даёт пропасть, что-то сделать с собой. Даже ночь садится играть с ним в шахматы. Наконец, этот страшный день, день отказа – прошёл. «Я белое утро в лицо узнаю».
Вернувшись из Марбурга, Борис Пастернак «основательно займётся стихописаньем». Он уже пробовал себя в стихах, но не слишком серьёзно. Ему 22, он занимался музыкой, философией, но страсти любовного несчастья определили его дальнейшую судьбу. В этот момент рождается поэт: «днём и ночью он пишет о море, о рассвете, о южном дожде…»
Драму любовного разрыва, свои переживания Пастернак достоверно передаст в стихотворении «Марбург», которое выйдет в 1916 году. Поэт будет постоянно возвращаться к нему, вносить что-то новое, продлевая его во времени. Последнее дополнение будет сделано в 1945 году.
А теперь о Маяковском… О биографии Маяковского, никто не скажет лучше, чем он сам: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также. Об остальном – только если это отстоялось словом».
Мы привыкли считать, что у Маяковского больше стихов на гражданскую и философскую тему, но большое место в его творчестве имеет любовная лирика и она является связующим звеном между гражданской и лирикой философской.
Маяковский, так же, как и Пастернак в своих произведениях на любовную тему отражал жизненные ситуации, в основном это было связано с Лилией Брик. Ей посвящено очень много стихотворений. И одно из них поэма «Флейта-позвоночник», которое тоже относится к раннему творчеству поэта.
Загадочное название «Флейта-позвоночник» – это сравнение, рождённое метафорой. Вся поэма пронизана любовью. Флейта через Позвоночник говорит про любовь. Ведь поэт играет «реквием любви на собственном позвоночнике». Лиля Брик. Она появилась в его жизни в июле 1915 года. Не случайно он назвал эту встречу «радостнейшим днём». С этого момента любовь рвала его душу, Маяковский был одержим ею, он считал Лилю своей музой, он любил её, он боготворил её, но не мог стать счастливым рядом с ней. Для неё он не стал любовью всей жизни, а был временным увлечением. Спустя 15 лет безуспешной борьбы с чувствами поэт принял решение уйти из жизни. Сильный мужчина стал жертвой любовных переживаний. Эта любовь, несмотря на его другие увлечения, всегда была с ним. В своём предсмертном письме, он назвал Лилю Брик членом своей семьи.
Откровенные фразы о «пуле» в его «конце» явно намекают на сильные терзания и страшные мысли о своём возможном самоубийстве. Трагизма добавляет сравнение глаз любимой с могилами.
«Флейта-позвоночник» – это отчаяние поэта от неразделённой и неоценённой любви. Я считаю это одно из лучших произведений о любви!
Два поэта, жившие в одно время, принадлежащие к новому искусству – авангарду, как они по-разному, раскрывают и решают одну и ту же тему любви.
И в завершении Алевтина Викторовна спрашивает: - Кто победил?
30 января в Центральной городской библиотеке имени Е.Р. Дашковой прошла встреча с Заслуженным работником образования Московской области Алевтиной Викторовной Бузько. Мы ждали эту встречу с нетерпением, так как предыдущая лекция «Если душа родилась крылатой...», посвящённая 130-летию со дня рождения М. И. Цветаевой, оставила в наших душах очень много впечатлений…
В этот раз Алевтина Викторовна предложила сравнительный анализ стихотворения Б. Пастернака «Марбург» и поэмы В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Маяковский и Пастернак – величайшие поэты ХХ века. «Оба поэта разные, принадлежали к авангарду, но есть точки соприкосновения», – так начала свою лекцию Алевтина Викторовна.
Борис Пастернак родился в талантливой семье, отец – художник, мама – выдающаяся пианистка. В детстве он хорошо рисовал, но материнское начало оказало на Бориса большое влияние. После окончания гимназии и консерватории он поступает в Московский Университет на философский факультет. В 1912 года Пастернак едет в Марбург – город в Германии, где талантливый начинающий композитор и перспективный практикант-философ проходил летнее обучение лично у основателя философской школы неокантианства Германа Когена. В то лето в Марбурге гостила Ида Высоцкая, которую он любит уже много лет. Он признался ей в любви, сделал предложение и получил отказ. Отказ избранницы было для него потрясением, кажется, крушением всех надежд.
Потрясённый, Пастернак выходит на улицу. Уже непонятно – чем жить. И весь мир, такой обыкновенный и странный, кажется, поддерживает героя, не даёт пропасть, что-то сделать с собой. Даже ночь садится играть с ним в шахматы. Наконец, этот страшный день, день отказа – прошёл. «Я белое утро в лицо узнаю».
Вернувшись из Марбурга, Борис Пастернак «основательно займётся стихописаньем». Он уже пробовал себя в стихах, но не слишком серьёзно. Ему 22, он занимался музыкой, философией, но страсти любовного несчастья определили его дальнейшую судьбу. В этот момент рождается поэт: «днём и ночью он пишет о море, о рассвете, о южном дожде…»
Драму любовного разрыва, свои переживания Пастернак достоверно передаст в стихотворении «Марбург», которое выйдет в 1916 году. Поэт будет постоянно возвращаться к нему, вносить что-то новое, продлевая его во времени. Последнее дополнение будет сделано в 1945 году.
А теперь о Маяковском… О биографии Маяковского, никто не скажет лучше, чем он сам: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также. Об остальном – только если это отстоялось словом».
Мы привыкли считать, что у Маяковского больше стихов на гражданскую и философскую тему, но большое место в его творчестве имеет любовная лирика и она является связующим звеном между гражданской и лирикой философской.
Маяковский, так же, как и Пастернак в своих произведениях на любовную тему отражал жизненные ситуации, в основном это было связано с Лилией Брик. Ей посвящено очень много стихотворений. И одно из них поэма «Флейта-позвоночник», которое тоже относится к раннему творчеству поэта.
Загадочное название «Флейта-позвоночник» – это сравнение, рождённое метафорой. Вся поэма пронизана любовью. Флейта через Позвоночник говорит про любовь. Ведь поэт играет «реквием любви на собственном позвоночнике». Лиля Брик. Она появилась в его жизни в июле 1915 года. Не случайно он назвал эту встречу «радостнейшим днём». С этого момента любовь рвала его душу, Маяковский был одержим ею, он считал Лилю своей музой, он любил её, он боготворил её, но не мог стать счастливым рядом с ней. Для неё он не стал любовью всей жизни, а был временным увлечением. Спустя 15 лет безуспешной борьбы с чувствами поэт принял решение уйти из жизни. Сильный мужчина стал жертвой любовных переживаний. Эта любовь, несмотря на его другие увлечения, всегда была с ним. В своём предсмертном письме, он назвал Лилю Брик членом своей семьи.
Откровенные фразы о «пуле» в его «конце» явно намекают на сильные терзания и страшные мысли о своём возможном самоубийстве. Трагизма добавляет сравнение глаз любимой с могилами.
«Флейта-позвоночник» – это отчаяние поэта от неразделённой и неоценённой любви. Я считаю это одно из лучших произведений о любви!
Два поэта, жившие в одно время, принадлежащие к новому искусству – авангарду, как они по-разному, раскрывают и решают одну и ту же тему любви.
И в завершении Алевтина Викторовна спрашивает: - Кто победил?
- Конечно читатель! Читаем поэтов!
Автор текста и фото - Людмила Макарова.