Протвино литературное

Александра Курбакова

Курбакова

Александра Александровна Курбакова - потомственная серпуховичка, родилась в семье рабочего. В Серпухове окончила среднюю школу, педучилище, а затем в г.Томске пединститут (филфак). Работала в школе. Преподавала русский и немецкий языки, литературу, обществоведение и эстетику в профтехучилище. Заведовала кабинетом политической экономии в Томском политехническом институте.

Поэтесса более 30 лет живет и трудится в г.Протвино. Начинала работу в Институте физики высоких энергий в службе ученого секретаря. Была редактором вышедшего в 1975 году проспекта ИФВЭ. Сотрудничала с протвинской многотиражкой «Ускоритель». Ее статьи, очерки, а позднее и стихи публиковались в областных и центральных газетах. Пробовать свои силы в поэзии она начала с 1987 года. В Протвино были созданы все ее книги, число которых, на сегодняшний день приближается к двум десяткам.

Александра Курбакова - лирик. Свои душевные переживания поэтесса передает через образы природы. Перелистывая страницы ее сборников, видишь Россию с ее бескрайними белыми полями зимой и зелеными дубравами летом, с ее особыми красками, запахами. Пленительная природа средней полосы России воспета поэтессой с глубокой и трепетной любовью. А.Курбакову с полным правом можно назвать певцом русской природы.

Главное достоинство поэзии А.Курбаковой—это индивидуальность, самобытность, присущие большинству ее стихов. Сила лирики Александры Курбаковой заключается в том, что за ней стоит человеческая судьба, сочетающаяся с надеждой и драматизмом. Проникновенные, чаще печальные строки о себе и о любви с ее острыми психологическими коллизиями, порой скупы по лаконичности мысли, но очень женственны по сути своей душевной боли. Они трогательны, просты по форме, хорошо воспринимаются на слух, эмоциональны. Язык стихов поэта - это язык народа, его песен. Ее стихи пластичны, гибки и музыкальны. Известный московский композитор А.Мажуков назвал ее одной из лучших лирических поэтесс современности, а творчество оценил так: «Это - талант, бьющий через край!».

Александра Александровна сама сочиняет музыку к своим стихам, а также сотрудничает с протвинскими музыкантами. Совместно с Почетным гражданином г.Серпухова Музой Агеевой были написаны много песен и романсов, в т.ч. «Серпуховский вальс». В содружестве с Народным артистом России композитором П.К.Аедоницким написана песня «Романс, романс...». Любовью к родному городу пронизана одна из самых популярных песен А.Курбаковой - «Песня о Протвино». Она сама написала слова и музыку песни, ставшей музыкальной визитной карточкой Протвино.

В феврале 1999 года А.А.Курбакова стала членом Союза писателей России и Международного сообщества писательских Союзов.

Александра Курбакова в 1999 году была награждена Правительством Московской области «Юбилейным Знаком», получала Благодарственные письма от губернатора Московской области Б.В.Громова, от Глав городов Серпухова и Протвино, ей была вручена памятная медаль от Московской городской организации Союза писателей России.

А.Курбакова являлась неоднократным номинантом Международной премии «Филантроп» (2000-2006 гг.)

Ю.Нефедов

Нефедов, Ю.И. Курбакова Александра Александровна: биобиблиографическое досье / Ю.И.Нефедов, сост. Т.Качурина. -Протвино: ЦГБ им. Е.Р.Дашковой, 2007.– 8с.

 

Генриетта Флямер

 

Флямер

Генриетта Викторовна Флямер родилась в семье военнослужащего. Первые школьные годы прошли в Узбекистане. Уже тогда Генриетту тревожили стихотворные строчки, которые рождались в сознании.
Когда Генриетте исполнилось 10 лет, от болезни сердца умирает отец, и мать решает перебраться в Россию, временно отправляя дочь в Москву, в семью своего брата. В молодости он писал стихи, теперь дружит с московскими поэтами. Он первым оценил робкие стихотворные опыты племянницы, гордился ее способностями. Стихи находили одобрение и у его друга – профессионального поэта Ивана Молчанова.
Идет время. Генриетта оканчивает школу, вскоре у нее появляется своя семья и она переезжает в г.Протвино к мужу. Жизнь заполнена учебой, работой, воспитанием сына, домашними хлопотами. И вновь через того же дядю тетрадочка со стихами оказывается у знаменитой и всенародно любимой Клавдии Шульженко. Она приглашает Генриетту к себе и при встрече предлагает ей написать слова для песни. К сожалению, этого не случилось, но при записи одной из своих последних пластинок Клавдия Шульженко в качестве эпиграфа к ней прочитала одно особенно понравившееся ей стихотворение. В эти же годы стихотворения Г.Флямер прозвучали в литературной передаче радиостанции «Юность». В 1969 году Генриетта начинает работать в Институте физики высоких энергий, где проходит путь от лаборантки до программиста. И все эти годы стихи не оставляют ее, пробиваясь неожиданно сквозь ежедневные заботы. Она записывает, но никому не показывает их.
Устоявшееся течение жизни было нарушено тяжелой болезнью. И только теперь, в прямом смысле на грани между жизнью и смертью, Генриетта понимает, что она не сделала главного - не выпустила в мир стихи, которые ощущала как посланные свыше, и за это, быть может, наказана. Настало время обрести им новую жизнь. Друг семьи, Станислав Владимирович Клименко, занимавшийся изданием собственной научной книги, вдруг предложил ей собрать листочки со стихами и через него отдать для работы в типографию. Так в 1995 году появилась на свет книга под названием «На странной голубой планете», которая сразу получила внимание и признание читателей.
Стихи Генриетты Флямер привлекают удивительной гармонией. В них все соразмерно: стройная изящная форма, интересная, подчас неожиданная рифма, глубина мысли. Поэту, кажется, ведома та тайна, которая и отличает истинную поэзию. Ее стихи привлекают тем, что понятны и воспринимаются каждым, и одновременно в них всегда присутствует потаенное чувство, многомерность. Кажется, что они обращены именно к тебе, задевают именно твое сердце. В них звучит неповторимая мелодия, светлое мироощущение соседствует с легкой грустью, с философски мудрым пониманием жизни.
Генриетта выпустила четыре сборника стихов: «На странной голубой планете» (1995), «Смотрю в небеса» (1998), «Невидимый оркестр» (2002). «В моём саду» (2007).
Генриетта Флямер состоит членом Московского литературного объединения «Слово». Ее стихи опубликованы в поэтических сборниках: «Лабиринт» (2001), «Из века в век» (2001), «Гамма» (2002), «Муза» (2003, №3), «Поэзия на пороге третьего тысячелетия» (2005), «ЛитКлуб» (2005, №13), «Созвучие» (ежегодно с 2003), в детском журнале «Познайка» (2006, №3, г.Киев).


В.Левецкая


Левецкая, В.В. Флямер Генриетта Викторовна: биобиблиографическое досье / В.В. Левецкая; сост. Т. Качурина.– Протвино: ЦГБ им. Е.Р. Дашковой, 2007.– 8с.


Галина Черноголовина

 

Черноголовина

В нашем городе живет замечательный человек с интересным и богатым жизненным и творческим путем, член Союза писателей России Галина Васильевна Черноголовина. Она известна как поэт, публицист, редактор журналов, автор книг для детей, повестей и романов о жизни тружеников целинных земель, исторических произведений.

Галина Черноголовина родилась в 1929 году в селе Знаменском Омской области. После окончания Хабаровского педагогического института преподавала русский язык и литературу в школе.
Потребность писать жила в ней всегда с тех пор, как научилась читать. Стихи ее публиковались в газете «Молодой дальневосточник», журнале «Дальний Восток». По совету писателя А.И.Алдан-Семенова начала работать над прозой.
Первая книга «Цветы голубики» вышла в Хабаровском книжном издательстве в 1960 году. К тому времени Галина Васильевна уже несколько лет работала в детской редакции Хабаровского радио.
Большое влияние на литературную судьбу Г.Черноголовиной оказала встреча с директором издательства «Детская литература» К.Ф.Пискуновым, который сказал: «Если для детей будете писать так же серьезно, как для взрослых, - станете хорошим детским писателем». Эти слова запомнились и стали руководством к действию. В 1962 году у нее выходит сразу три книжки. Уже первыми своими книгами Г.Черноголовина доказала, что может увлекательно и доступно говорить с детьми о таких высоких нравственных категориях, как честность, сострадание и милосердие, бережное отношение к природе.
Повесть «Свеча за красным стеклом» открыла Галину Черноголовину в новом качестве – не просто хорошего детского писателя и очеркиста, но талантливого художника, владеющего богатой красочной палитрой. Повесть автобиографична, посвящена военному детству писательницы. Галине Васильевне было 13 лет, когда гитлеровцы на полгода оккупировали Кубань, и все, что видит, думает и чувствует героиня повести – это видела и чувствовала девочка Галя Черноголовина. Но, описывая лично пережитое, она сумела показать героическую атмосферу того времени, создать запоминающиеся образы и характеры.
Галина Васильевна в 1961 году уезжает с Дальнего Востока – сперва на Кубань, а затем, в 1963 году, - в Алма-Ату. Здесь в 1976 г. выходит книга публицистических очерков «Земля потомков», в которой писательница увлеченно рассказала о жизни на целине. У неё накапливается материал и для новых художественных книг. «Желанием глубоко постичь духовный мир современника отличаются повесть «Июнь без дождей» и роман «Два дня до весны», в которых писательница вплотную подходит к острым проблемам дня. Будь то борьба с пыльными бурями или внедрение научного открытия, производственный конфликт или любовная драма, - описания всех этих событий перерастают в серьезные авторские раздумья о судьбе человека наших дней», - писал В.Огнев («Литературная газета», 16 августа 1976 г.)
В 1993 году, после переезда в Россию, поселилась вначале в пос. Кременки Калужской области, рядом с Троицким, бывшей усадьбой княгини Е.Р.Дашковой. Судьба неординарной женщины сразу привлекла внимание Галины Васильевны. Из-под пера Г.Черноголовиной выходит цикл лирических стихов «Венок для Княгини», поэтическая хроника «Княгиня Северной Весны».
С 1994 года Галина Васильевна живет в г. Протвино и продолжает работать над художественным образом Е.Р.Дашковой. В настоящее время Г.В.Черноголовина работает над историческим романом под условным названием «Крестница Елизаветы».
Галина Васильевна - член Союза писателей СССР с 1966 года, затем – Союза писателей Российской Федерации. Была заместителем главного редактора журнала «Простор», председателем русской писательской организации Казахстана.

Черноголовина Галина Васильевна: биобиблиогр. досье /сост. Н.Бакатура, В.Левецкая.– Протвино: ЦГБ им. Е.Р.Дашковой, 2007.– 8 с.

Перейти на страницу Г.В.Черноголовиной

 

Вадим Флягин

 

Флягин

Вадим Львович Флягин родился в г. Вологде 22 октября 1955 г. Отец работал осмотрщиком вагонов на железной дороге, мать – рабочей на валенной фабрике. Отец хорошо танцевал, пел под гитару. Мама тоже любила петь и немного играла на гитаре. Так что первые уроки музыки Вадим получил от родителей. Отец очень любил читать и однажды, когда Вадим еще учился в школе, составил список своих любимых книг, многие из которых мальчик тут же прочел.
В школе Вадим больше всего занимался музыкой и исполнением песен, особенно романсов, так что выпускной экзамен по физике был сдан только благодаря этим умениям. А учительница математики часто говорила: «Ты бы лучше спел что-нибудь, чем стоять у доски». Математику Вадим любил, но любовь к музыке была намного сильнее.
После школы Вадим поступил в музыкальное училище по классу хорового дирижирования и с I курса был призван в армию. К тому времени Вадим был знаком с поэзией вологодских поэтов: Ольги Фокиной, Александра Яшина и Николая Рубцова. Стихи нравились с детства, и иногда в шутку Вадим что-то сочинял.
После армии сбылась мечта: Вадим поступил в Московское музыкальное училище по классу гитары и хорового дирижирования. Учиться у дочери прославленного гитариста и композитора А.М.Иванова-Крамского – об этом Вадим мечтал только в самых тайных снах!
«Москва! – театры, концертные залы, оперы, балеты, спектакли. Дух захватило, - вспоминает Вадим Львович. – Тогда очень сильное впечатление произвела на меня поэзия В.Маяковского. Всю лирику Маяковского я знал наизусть».
После окончания музыкального училища Вадим поступил в Львовскую консерваторию по классу гитары и в это же время родились первые стихи, случайно, на улице, в день рождения. Вадим купил толстую тетрадь – «телефонную книгу», и с тех пор стал в неё записывать всё, что приходило в голову.
На IV курсе консерватории Вадим был принят в Вологодскую филармонию в качестве солиста-гитариста. Играл сольные концерты, аккомпанировал чтецам. Особенно нравилась программа о творчестве Марины Цветаевой «Если душа родилась крылатой».
Вадим проявил себя и как композитор – писал музыку к детским программам на стихи Бориса Заходера и других писателей. «Объездил с концертами всю Вологодчину – и по занесенным снегом полям и во время осеннего буйства красок. Особенно впечатляющими были закаты над полями и деревнями. Вот тогда поэзия Николая Рубцова вошла в меня вся до последней буквы» - вспоминает Вадим Флягин.
В 1991 г. Вадим Львович переехал в г. Протвино и стал работать хормейстером камерного хора в ДК «Протон». Открыл для себя духовную музыку, Библию. Эти открытия вдохновили Вадима Флягина на написание духовного цикла песен на стихи Наталии Щегловой. Этот цикл песен был впервые исполнен в 2008 г. вместе с солисткой Камерного хора Оксаной Огородниковой.
Несколько лет назад Вадим показал свою «телефонную книгу» друзьям - протвинским поэтам Александре Курбаковой и Юрию Нефёдову. Показал просто так, от скуки, и неожиданно получил восхищенный отзыв. «Это не были стихи начинающего поэта, - говорит Александра Курбакова. – В них явно проступал почерк профессионала. Мы не переставали удивляться его кругозору, богатому словарю, образности его поэзии, остроумию. Казалось, все жанры подвластны поэту. Ему одинаково удавались сказки, былины, пародии, сонеты, элегии. Необычный ритм, яркий колорит, высокая художественность его образов – отличительные черты его поэзии. Мы стали горячо уговаривать Вадима издать их».
Так родились книги стихов: «Лилия желтая» (2006), «Дожди» (2007), «Сквозь желтые пески» (2008), «Луна и ручей» (2009). Подборка стихов Вадима Флягина была опубликована в газете «Подмосковье» 7.07.2008 г.
В декабре 2008 г. в Центральной городской библиотеке им. Е.Р.Дашковой с большим успехом прошел авторский вечер Вадима Флягина. Один из почитателей таланта Вадима Львовича отозвался о его творчестве так: «На прошедшей встрече он открылся публике как поэт, издавший уже четыре книжки своих стихов! Для многих присутствующих это было очень приятным открытием, ведь стихи Вадима оказались настолько сильными, что все присутствующие очередной раз убедились в правоте известного утверждения «Если человек талантлив – он талантлив во всём».